На острие прогресса

Сегодня профессиональный праздник отмечают военнослужащие и гражданский персонал Главного автобронетанкового управления Министерства обороны России.



22 ноября 1929 года было введено в действие положение об Управлении механизации и моторизации РККА. В дальнейшем управление не раз реорганизовывалось, совершенствовалась его организационно-штатная структура, всякий раз с учётом требований, обстоятельств исторического периода. В настоящее время оно известно как Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ).

Главное автобронетанковое управление прошло трудный и славный путь, неразрывно связанный с историей становления и развития наших Вооружённых Сил.
В предвоенные годы управление активно участвовало в создании мотомеханизированных, автобронетанковых войск, насыщении их современной техникой, выстраивании стройной системы танко- и автотехнического обеспечения.
Во время Великой Отечественной войны при непосредственном участии сотрудников управления проводились испытания различного уровня более сотни образцов бронетанковой и автомобильной техники отечественной и зарубежной разработки. В годы военного лихолетья создавались и совершенствовались легендарные Т-34, КВ, ИС-2, СУ-100, ИСУ-152 по праву, считающиеся самыми эффективными образцами бронетанковой техники Второй мировой войны.
В военный период большое значение имело и обеспечение высокой исправности боевой техники действующей армии. За годы войны выполнено 600 000 ремонтов танков и самоходных артиллерийских установок, свыше 82 000 капитальных ремонтов танковых двигателей, отремонтировано около двух миллионов автомобилей, в том числе и зарубежного производства.
После Великой Отечественной войны сотрудники управления самоотверженно трудились над созданием броневого щита нашей Родины, поддержанием его высокого боевого потенциала.

В настоящее время ГАБТУ как межвидовый орган военного управления отвечает за организацию и выполнение комплекса мероприятий технического обеспечения, который включает разработку и модернизацию бронетанковой военной техники (БТВТ) и военной автомобильной техники (ВАТ). В компетенции Главного управления вопросы обеспечения войск авто- и бронетехникой, организация правильной эксплуатации и восстановления техники, а также техническая подготовка личного состава.
При решении этих задач управление взаимодействует с другими органами военного управления, научно-исследовательскими организациями, военно-учебными заведениями, институтами и предприятиями оборонно-промышленного комплекса страны.



В научных изысканиях
Прошедший год в истории ГАБТУ был наполнен событиями, которые впоследствии, несомненно, назовут знаковыми. Сегодня эффективность парка боевых машин увеличивается за счёт глубокой модернизации имеющейся бронетанковой и автомобильной техники, внедрения научных достижений в области радиоэлектроники, информационных технологий, повышения боевого могущества. Вместе с тем ведётся многоплановая работа по созданию БТВТ и ВАТ нового поколения.
Весной текущего года в Казанском высшем танковом командном училище в соответствии с решением начальника Генерального штаба Вооружённых Сил России была проведена научно-практическая конференция «Анализ эксплуатации и боевого применения танков, повышение их боевых и эксплуатационных характеристик». В её работе приняли участие представители ГАБТУ. На конференции были подведены итоги научно-практической работы, определены приоритетные направления развития на ближайшую и среднесрочную перспективу.Впервые ремонт БТР-82АМ, СТС «Тигр-М», «Тайфун-К» выполнялся с применением технологического оборудования комплекта унифицированных подвижных ремонтных средств общевойскового назначения, разработанных в рамках ОКР «Глянец»

В мае в Конгрессно-выставочном центре «Патриот» прошла не менее актуальная конференция, посвящённая основным направлениям развития военного автомобиля нового десятилетия. В её работе участвовал исполняющий обязанности начальника ГАБТУ генерал-майор Александр Шестаков. Выступая с докладом, он особое внимание уделил концепции развития и типажей ВАТ на период до 2020 года. В реализацию концепции большой вклад внесли сотрудники управления.
– Задачи, поставленные перед военными автомобилистами десять лет назад, решены полностью: принято на снабжение более 100 новых образцов во всех классах машин, – отметил Александр Шестаков. – Появились новые защищённые автомобили, расширено семейство машин для использования в Арктике, модернизированы автомобили многоцелевого назначения. Сформирован перечень автомобильной техники на следующее программное десятилетие.
На Международном военно-техническом форуме «Армия-2021» специалисты ГАБТУ не только участвовали в конгресно-выставочных мероприятиях. В рамках научно-деловой программы управление провело круглый стол на тему «Состояние и перспективы развития ВАТ, объектов ВВТ на её базе и системы АТО, предназначенных для применения в Арктическом регионе». В диалоге участвовали порядка 60 представителей из более чем 30 органов военного управления, научно-исследовательских организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
Об актуальности решаемых в Арктическом регионе задач свидетельствует тот факт, что они находятся на особом контроле у министра обороны. В настоящее время военное ведомство в интересах обеспечения военной безопасности и поддержания необходимого боевого потенциала России в Арктике продолжает реализацию комплекса мероприятий, направленных на обеспечение сформированной группировки войск (сил) всем арсеналом вооружения, военной и специальной техники, подготовленной для эксплуатации в этом суровом регионе.



Путём жёстких испытаний
Проводимые опытно-конструкторские работы (ОКР) по номенклатуре ГАБТУ выполняются в установленном порядке и обеспечивают системное развитие всех типов БТВТ и ВАТ в соответствии с потребностями видов и родов войск Вооружённых Сил.
В настоящее время в интересах управления организовано и проводится более 50 ОКР, основная часть из которых выполняется в рамках государственного оборонного заказа, а семь – в инициативном порядке за счёт средств предприятий ОПК.
В особом приоритете унифицированные межвидовые платформы БТВТ «Армата», «Курганец-25», «Бумеранг». Все они сконструированы по принципу модульного построения, что позволяет использовать базовую платформу для создания боевой техники различного назначении. При этом машины типажа имеют между собой высокую унификацию.
Например, ежегодно на форуме «Армия» демонстрируются образцы танка Т-14, боевой машины пехоты Т-15 и бронированной ремонтно-эвакуационной машины Т-16, которые создаются в рамках проекта «Армата». В этом году он вышел, как говорится, на финишную прямую. Завершение его госиспытаний запланировано на 2022 год.
В соответствии с современными требованиями, выработанными на основе боевого опыта, БМП и БТР преобразуются в своего рода универсальную боевую машину. Теперь она должна не только транспортировать военнослужащих и поддерживать их огнём в бою, но и бороться с бронетанковой техникой противника, с его низколетящими воздушными целями. В отличие от своих предшественниц машина должна эффективно решать эту задачу не только с места, но и в движении, в том числе на плаву. При этом главенствует требование о дистанционном управлении вооружением.


В настоящее время в интересах ГАБТУ организовано и проводится более 50 ОКР

Поэтому для комплексного решения всех перечисленных огневых задач ведутся работы по созданию боевых машин с необитаемым боевым модулем. По этой теме сотрудниками ГАБТУ проделана огромная работа. Необходимо совместить, казалось бы, несовместимое: оптимальную огневую мощь, высокую эффективность, простоту в эксплуатации и высокую ремонтнопригодность. По оценкам экспертов, задача в целом выполнена успешно. Об этом свидетельствуют демонстрировавшиеся образцы боевых модулей, созданных в рамках ОКР «Эпоха» и ОКР «Кинжал».
Большой объём работ специалисты управления выполнили и по тематике ВАТ. На сегодняшний день желаемые результаты получены при создании автомобильной платформы нового поколения на шасси автомобиля «Урал» в рамках ОКР «Тайфун-У». При капотной компоновке средней и большой грузоподъёмности создано семейство тактических защищённых автомобилей многоцелевого назначения и модульных подвижных специализированных мастерских на её базе.
Не менее актуален и защищённый автомобиль специального назначения (ЗАСН) с колёсной формулой 4х4, имеющий боевой дистанционно управляемый модуль с 30-мм пушкой, который создали в рамках ОКР «Тайфун-ВДВ». Базовая модель выполнена в виде однообъёмного бронекорпуса с комбинированной защитой. Конструкция машины обеспечивает защиту от взрыва 6 кг тротила под колесом или 4 кг под днищем. Кроме этого, экипаж и десант размещаются в энергопоглощающих креслах, что не только обеспечивает дополнительную защиту от взрыва, но и служит элементом безопасности при десантировании личного состава парашютным способом внутри машины.
Средство десантирования для «Тайфуна-ВДВ» массой 18 тонн разрабатывается в рамках ОКР «Парашют». По оценкам экспертов, создаваемая платформа обеспечит десантирование всего семейства ВАТ, которое будет создано на базе ЗАСН.
Сотрудники ГАБТУ активно участвуют в реализации проектов по созданию ВАТ, необходимой для разнородных сил флота по защите коммуникаций Северного морского пути, охране и обороне Арктического региона России.
В данном случае исследования показали: для общевойсковых формирований в Арктике необходимо создать новую структуру перспективного парка. В диапазоне грузоподъёмности от 6 до 30 тонн предложен переход на высокоунифицированные снегоболотоходные двухзвенные гусеничные машины семейства «Вездесущий» (ДТ-10ПМ, ДТ-20ПМ, ДТ-30ПМ грузоподъёмностью соответственно 10, 20 и 30 тонн). На их базе разрабатываются модификации с размещением различных объектов вооружения.
В прошлом году боевые расчёты батареи нового зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-СА» тактической группы Северного флота, дислоцированной на военной базе «Арктический трилистник» на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), обеспечили программу испытательных ракетных пусков ЗРПК.



Одна из существенных особенностей «Сармата-2» – возможность транспортировки машины на внешней подвеске вертолёта при скорости полёта 220–240 км/ч

Теперь, как говорится, на подходе двухзвенный гусеничный легкобронированный снегоболотоходный транспортёр ДТ-БТР. Его модель впервые демонстрировалась на МВТФ «Армия-2015», широкой общественности также впервые была представлена модель двухзвенного гусеничного снегоболотоходного ДТ-БТР. Боевая машина позиционируется по предназначению для транспортировки личного состава мотострелкового отделения и его огневой поддержки в суровых природно-климатических условиях Арктики, Сибири и Дальнего Востока.
Следующая арктическая новинка на базе ДТ-30ПМ в рамках ОКР «Эвакуатор-ГМ» – это тяжёлая ремонтно-эвакуационная машина РЭМ-ГТ. Она предназначена для обеспечения проведения технического обслуживания и войскового ремонта образцов военной техники, дислоцированных в Арктической зоне, а также эвакуации ВАТ. Машина оснащена самым современным оборудованием, которое, помимо выполнения основных функций, позволяет искать объекты эвакуации в дневное и ночное время, проводить радиационную, химическую и инженерную разведку мест выхода из строя и повреждённых объектов, а также выявлять минно-взрывные заграждения. Опытный образец подготовлен к государственным испытаниям.
Ещё одна новинка, принятая на снабжение, почти не была замечена в информационном поле. Этот унифицированный плавающий автомобиль многоцелевого назначения малой грузоподъёмности по типу багги разработан в рамках ОКР «Стрела». В обиходе он в зависимости от модификации проходит как «Сармат» и «Сармат-2».
Автомобиль с колёсной формулой 4х4 имеет капотную компоновку. Он рассчитан на эксплуатацию в рабочих температурах воздуха от минус 20 до плюс 50°С. Одна из существенных особенностей машины – возможность её транспортировки на внешней подвеске вертолёта при скорости полёта 220–240 км/ч.
«Сармат-2» предназначен для перевозки военнослужащих и различных грузов по всем видам дорог и местности. Он при общей допустимой полной массе около 2000 кг способен перевозить максимально допустимый груз до 600 кг. На основе базовой модели планируется создать семейство ВАТ разного назначения с различным стрелково-пушечным вооружением и комплексами ПТРК, ПЗРК, а также материально-технического обеспечения.
Ульяновские десантники апробировали машины «Сармат-2» в ходе совместного стратегического учения (ССУ) вооруженных сил Российской Федерации и Республики Беларусь «Запад-2021». По их оценкам, багги очень боеспособная машина, обладающая высокой манёвренностью.


Экзамен в боевых порядках
За прошедший год офицеры ГАБТУ, должностные лица автобронетанковой службы Вооружённых Сил, личный состав ремонтно-восстановительных органов участвовали более чем в 120 мероприятиях оперативной и боевой подготовки войск (сил).
Наиболее значимыми из них стали: ССУ «Запад-2021» и специальное учение с органами военного управления, соединениями, воинскими частями и организациями материально-технического обеспечения (МТО) Западного военного округа (ЗВО) и Северного флота, которое включало совместное учение по МТО вооружённых сил Российской Федерации и Республики Беларусь.
По плану учений, в районе комплексного восстановления (РКВ) ВВСТ на полигоне Мулино поэтапно отрабатывались вопросы ремонта всей номенклатуры техники группировки войск (сил) на стратегическом направлении в полевых условиях.
К практическим действиям в РКВ привлекались ремонтные вой­сковые подразделения, а также выездные ремонтные бригады от предприятий ОПК.
Работа ремонтно-восстановительных органов в РКВ осуществлялась на реальном ремонтном фонде. Инженерно-технический состав и специалисты-ремонтники получили практику в восстановлении ВВСТ в полевых условиях.
При этом выполнена практическая оценка возможностей современных и перспективных подвижных средств восстановления, принимаемых на снабжение ремонтно-восстановительных органов и разрабатываемых предприятиями ОПК в рамках опытно-конструкторских работ.
Например, в целях повышения возможностей войсковых РВО по ремонту БТР-82АМ, СТС «Тигр-М», «Тайфун-К» впервые осуществлялось применение технологического оборудования комплекта унифицированных подвижных ремонтных средств общевойскового назначения, разработанных в рамках ОКР «Глянец».
Реализация современных подходов к оснащению перспективных подвижных средств восстановления производственным (технологическим) оборудованием позволила на 15–20 процентов сократить временные затраты на диагностирование и поиск неисправностей, а также на проведение разборочно-сборочных работ, что в целом позволило повысить производственные возможности почти в полтора раза.
Имеются и другие конструктивные решения, которые отметили специалисты. На общем фоне высокую положительную оценку получило применение эргономических решений при разработке внутренних объёмов кузовов-фургонов мастерских, позволивших обеспечить высокий уровень микроклимата, удобства проведения работ и отдыха экипажей.


Ветеранский вектор
ГАБТУ совместно с ветеранами главного управления приняло участие в праздновании Дня Победы, Дня военного автомобилиста. Проведены тематические выставки, торжественные собрания и организовано возложение венков и цветов к памятникам, мемориальным доскам и могилам участников Великой Отечественной войны.
12 сентября в Вооружённых Силах отметили 75 лет со дня учреждения праздника День танкиста. В этой связи в ГАБТУ и воинских частях непосредственного подчинения проведён комплекс торжественных мероприятий.
Они начались 9 сентября с торжественного возложения венков и цветов к местам захоронения военачальников, ветеранов-танкистов с участием генерал-полковника Владислава Полонского, генерал-майора Сергея Бибика, дочерей Героя Социалистического Труда, советского конструктора танков генерал-полковника инженерно-технической службы Жозефа Котина, главного маршала бронетанковых войск Героя Советского Союза Амазаспа Бабаджаняна, маршала бронетанковых войск Якова Федоренко, ветеранов управления.
11 сентября прошёл торжественный молебен в Главном храме Вооружённых Сил. В торжествах приняли участие личный состав и ветераны ГАБТУ, члены семей военнослужащих и гражданского персонала, а также военнослужащие 1-й ТА ЗВО. Всего на молебне присутствовало около 1000 человек. После его завершения в конференц-зале парка «Патриот» состоялось торжественное собрание с награждением личного состава, ветеранов и деятелей танковой промышленности. После этого военнослужащих и гостей праздника поздравили коллективы Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта В.М. Халилова и Ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.
Все желающие посетили музейный комплекс «Дороги памяти», приняли участие в автобусной экскурсии по парку «Патриот», а также экскурсии в «Центральный музей бронетанкового вооружения и техники».
В настоящее время Главное управление совместно с ветеранской организацией занимается установкой мемориальных досок Героям – танкистам и автомобилистам в городах нашей Родины.

Комментарии