Рационализаторы из 201-й российской базы создали новый образец бронированной техники – так называемую бой-машину.
Боевая и специальная техника 201-й РВБ в Таджикистане постоянно совершенствуется в соответствии с Госпрограммой вооружения на 2018–2027 годы. На вооружение в соединение поступили новейшие комплексы беспилотной авиации, антидроновые средства РЭБ серии «Силок», модернизированные БМП-2М. Однако перевооружение на новые образцы техники и вооружения происходит здесь не только по линии оборонки. Свой вклад в дело технического совершенствования образцов ВВТ привносят и свои, армейские Кулибины.
Известно, что в войсках с каждым годом всё большее развитие получает рационализаторское движение. И Управление интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок Минобороны России, органы по изобретательству в военных округах и флотах постоянно держат руку на пульсе армейских новаторов, занимающихся эксплуатацией и ремонтом различных образцов военной техники и вооружения, проводят большую работу по их моральному и материальному стимулированию.
Такая забота военного ведомства о наших Кулибиных в погонах, конечно же, оправданна. Так, например, по результатам конкурса, проведённого в соединениях и частях ЦВО в 2018–2019 годах среди войсковых рационализаторов, командование округа в лучшую сторону отметило техническое новшество, предложенное группой ремонтников из 201-й российской военной базы в Таджикистане, – бронемашину, смонтированную на базе автомобиля «Урал».
Стимулом для воплощения этого перспективного технического проекта инициативной группой в лице военнослужащих ремонтно-восстановительного батальона – старшего прапорщика Андрея Малышева, старшего сержанта Алексея Садаева и гражданского служащего Всеволода Лазариди послужило соответствующее техническое задание, спущенное, так сказать, сверху. Усовершенствовать автомобиль «Урал» с учётом боевых действий в Сирии было предложено командованием Центрального военного округа, которому подчиняется 201-я база.
Забегая вперёд, скажем, что в результате этой инициативы руководства был создан не имеющий аналогов бронеавтомобиль с высокой проходимостью, надёжной противопульной и противоосколочной защитой, представляющий собой серьёзное боевое средство. Но давайте по порядку… Рассказывает врио начальника автомобильной службы соединения майор Михаил Селезнёв:
– Перед нашими умельцами была поставлена задача: переоборудовать строевой грузовик марки «Урал-43202» в боевую машину. Главным условием при этом являлось обеспечение высокой защиты экипажа и перевозимого личного состава. В результате усиления брони в области кабины, кузова, силовой установки соответственно должна была расшириться и сфера применения «Урала» – от перевозки людей и грузов до защиты от ударов диверсионно-разведывательных групп, авиации «противника» (на кузов автомобиля планировалось установить 23-мм зенитную установку) колонн техники и позиций зенитных ракетных комплексов С-300. С этой целью группе наших рационализаторов предлагалось изготовить бронезащиту корпуса машины без нарушения её заводского облика (то есть без сварки) путём изготовления навесных съёмных бронированных листов, которые в любой момент можно было бы демонтировать…
Для нужд Центрального военного округа ремонтно-восстановительный батальон 201-й РВБ в течение года «одел» в броню не один грузовик марки «Урал»
В разговоре с корреспондентом «Красной звезды» принял участие также и непосредственный участник данного проекта – командир ремонтного взвода старший прапорщик Андрей Малышев:
– В основном все расчёты и работы по изготовлению шаблонов проводились непосредственно на опытном образце «Урала» в мастерской батальона. Для монтажа элементов использовались технические крепления, предусмотренные заводом-изготовителем автомобиля. Броня под этот проект была нами взята со списанных корпусов бронетранспортёров, МТ-ЛБ и прочей бронетехники.
Проект бронированного «Урала» был также дополнен установкой на его кузове малогабаритного передатчика помех «Лесочек», который обеспечивает защиту бронетехники от радиоуправляемых фугасов и мин. Также с целью противоминной защиты модернизированного «Урала» его днище было укреплено броневым листом с защитным слоем песка над этим листом. Эффективность броневой защиты такой машины обеспечивается и тем, что, например, съёмная броня на радиатор установлена под определённым углом для рикошетирования летящих пуль и осколков. Бронезащита лобового стекла была выполнена в форме жалюзи, обеспечивающего хороший обзор местности. Экипаж создаваемой боевой машины должен состоять из пяти человек в составе командира, водителя, оператора РЭБ и расчёта зенитной установки.
Несколько месяцев шла упорная работа группы рационализаторов над техническим заданием. Сначала были подготовлены чертежи, техническая документация проекта. Затем началась непосредственная его реализация.
– Да, это было нелёгкое задание, – с улыбкой теперь вспоминает гражданский служащий, инженер по образованию Всеволод Лазариди. – Сложность состояла в том, что были полностью исключены сварочные работы на корпусе, дабы сохранить заводской облик «Урала», а бронелисты приходилось изготавливать и устанавливать вкладным способом наподобие рыцарских доспехов. Словом, работали в режиме закройщика и портного. Только «шить» пришлось стальную одёжку, снимая мерку с опытного образца «Урала».
Наконец, благодаря мастерству, конструкторской и слесарной смекалке умельцев невиданная доселе боевая машина была смонтирована. Её испытания проходили на горном полигоне Ляур. Сначала бронированный «Урал» был подвергнут обстрелу из пулемёта ПКМ калибра 7,62. Броня хорошо выдерживала все удары извне. А после успешного проведения ходовых испытаний опытный образец был отправлен на «большую землю» для оценки его соответствующей экспертной комиссией Центрального военного округа.
Рационализаторское новшество было высоко оценено в штабе ЦВО, результатом чего стала победа в конкурсе. А вскоре из управления округа в 201-ю РВБ поступил заказ для сборки других бронемашин на базе автомобилей «Урал». И вместе с этим заказом в мастерскую ремонтно-восстановительного батальона были доставлены комплекты листов брони, изготовленные уже в заводских условиях по лекалам проекта рационализаторской группы 201-й РВБ. Так на поток был поставлен процесс переоборудования строевого автомобиля «Урал-43206» в боевую бронемашину.
Уже в 2019 году на вооружении 201-й РВБ состояло шесть таких бронемашин. Они были распределены в зенитную ракетно-артиллерийскую батарею, в один из мотострелковых батальонов, а также для оснащения мобильной группы по обороне от беспилотных летательных аппаратов. Для нужд других соединений и частей Центрального военного округа ремонтно-восстановительный батальон 201-й РВБ в течение года дополнительно по заказу «одел» в броню ещё не один грузовик марки «Урал».
Теперь на этой машине имеется надёжная противопульная и противоосколочная защита кузова, силовой установки и кабины водителя. На кузов «Урала» установлена 23-мм зенитная установка. При необходимости её можно заменить 12,7-мм пулемётом «Корд» или «Утёс». Новая конструкция автомобиля позволяет также устанавливать на него средства РЭБ, комплексы разведки, в том числе радиационной, химической и биологической.
Надо отметить, что одетый в броню «Урал» выглядит весьма грозно. Дебютное прохождение нескольких таких машин в общей колонне боевой техники во время военного парада в честь Дня Победы в 2019 году в Екатеринбурге произвело сильное впечатление на гражданских зрителей, принявших бронированные «Уралы» за новый вид боевой техники.
Модернизированная колёсная техника успешно прошла апробацию и в экстремальных условиях – при совершении многокилометровых маршей по пересечённой местности в условиях высокогорья и песчаных пустынь Центральной Азии, где днём температура достигала 40 градусов. Нелёгкий экзамен на выносливость и надёжность с честью выдержали и люди, и техника.
Комментарии
Отправить комментарий